all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Categories:

Боян! Опять Боян!

А ведь можно это и настоящим днем интернетчика-ламера сделать! Последние выходные мая - всегда день Бояна!!
Именно в честь древнерусского сказителя и певца, персонажа "Слова о полку Игореве" и проводится праздник в древнем городе Трубчевске, на берегах Десны и Неруссы.

Под катом фотографии из праздничного Трубчевска...



Этот праздник для жителей Трубчевска однозначно главный в году. Даже местная футбольная команда всегда обязательно просит на этот день назначить им домашнюю встречу. Причем с соперником послабее: трубчане не имеют права проигрывать в этот день. В этом году роль жертвенного быка играла команда "Спутник" из другого древнего города - Карачева. Гости доблестно выигрывали до 80-й минуты, а потом словно побоялись испортить хозяевам праздник и вежливо пропустили 2 гола за 3 минуты - 2:1 в пользу земляков Бояна!

Программа праздника была распределена на 2 выходных дня. Однако так получилось, что в субботу (а я приехал в Трубчевск именно в субботу) программа была разминочной и праздника как такового не чувствовалось. Даже шашлыков на улице не жарили - пришлось кормить сына отбивными с картошкой в кафе "Витязь".

В предыдущем сообщении я писал о том, что по версии археолога Падина древний Трубчевск располагался в Кветуни, а на современное место был перенесен в XII веке. До принятия в 1780 году регулярного плана Трубчевска город имел совершенно отличную от современной конфигурацию. Он не был так отрезан от реки, как сегодня. Центральная площадь была на месте городского стадиона, пространство между главной площадью и Троицким собором, стоящим на высоком крутом берегу Десны и была самым сердцем старого Трубчевска. Сейчас же это пространство занимает парк. К сожалению, у меня нет возможности воспарить над центром города и показать Вам о чем ведется речь. Остается только разместить фото из буклета о Трубчевске:



Здесь Вы можете увидеть и Троицкий собор на высоком берегу, и стадион на котором согласно регулярного плана было размещено городское кладбище и главную магистраль современного города - улицу Урицкого, конечно же...:)

Троицкий собор выгоднее всего фотографировать с другого берега Десны, а находясь рядом с ним из-за парковой растительности его практически невозможно взять в кадр целиком... Вот такой только ракурс размещу... Ракурс, напоминающий о том, что этому собору некоторое время и католическим храмом пришлось поработать. :)



Сам храм располагается в верхнем, основном этаже, а в нижнем-подклете находится усыпальница князей Трубецких с 15 сохранившимися белыми, надгробными плитами с древнерусскими надписями и затейливым орнаментом. Род Трубецких ведет свое начало от Великого Князя Литовского Гедимина - его внук Дмитрий Ольгердович и был первым князем Трубецким. Любителей покопаться в хитросплетениях ветвей родословных древ ждет в Трубчевске рай: можно размяться, изучив гранитный памятник, рядом с собором:



А потом уже совершить полное погружение в вопрос, приобретя полную версию родословного древа Трубецких внутри собора:



Тут же открыта и еще одна мемориальная доска в честь Алексея Никитича Трубецкого (первую доску, ту которая в Кветуни я показал вчера). Жизнь у воеводы, князя была бурная и непростая... Активное участие в русско-польской войне: «И многие места, и села, и деревни, и за Слоним верст по двадцать и больше выжгли и разорили без остатку», – (из письма воеводы Трубецкого царю)... Подавление Медного бунта в Москве. Закончил он ее иноком Чолнского монастыря Афанасием...



Тут же, неподалеку от Троицкого собора и памятник самому виновнику торжества: Бояну - про барельеф я уже писал в другой теме - выполнен в режиме воспроизведения событий на ленте времени, но сразу после русских витязей в доспехах идет революционер, отставляющий в сторону здание церкви...



На выходе из парка можно увидеть развалины еще одного трубчевского храма - Преображенского:



Сам город типично купеческий, достаточно хорошо сохранившийся. Много городских усадеб и домов в основном XIX века: дома Калмыкова, Купцова, Крашенинникова, Крицына, Соколова, Сорокина, Соколова, Сухобокова, Яськова, фабрика Курындиных...
Целый отдельный репортаж можно по городской усадьбе сделать... Здесь же, чтобы не перегружаться покажу только Гостиный двор и пожарную каланчу :))





В заключении пару слов о святынях Трубчевского края...
Два знаменитых и чтимых образа связаны с этими местами:

ТРУБЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

http://drevo-info.ru/articles/8127.html

и

ЧОЛНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

http://www.icon-art.info/phpBB2/download.php?id=13432

И с той и с другой связаны удивительные и поучительные истории:

Трубчевская икона, написанная в 1765 году монахом Чолнского монастыря Евфимием очень давно уже находится в Троице-Скановом монастыре в Пензенской области. В последние лет 5 постоянно слышны некие призывы - вернуть ее в Трубчевск. Однако, думается, что икона, являющаяся центром молитвенной жизни обители не должна стать предметом раздора между верующими. Интересен сам образ. Богоматерь изображена коронованной, что характерно в основном для католической традиции иконописи того периода...

С Чолнской иконой, которая сегодня находится в Сретенской церкви - вот она на фото:



связана другая история... Эту икону...расстреливали... В 1919 году трубчевский военком Раков, будучи в изрядном подпитии разрядил в нее во время молебна в его собственном доме (он зазвал туда ее во время крестного хода) свой револьвер. Полностью и очень подробно это дело описано в статье профессора Брянцева «Дело… о восстании в гор. Трубчевске и уезде 17 и 18 июня 1919 г.», которую уважаемая regul_leia к сожалению держит под замком. :) А военкома Ракова Дмитрия Митрофановича рассвирепевший от такого богохульства народ линчевал на следующий день после расстрела иконы, убедившись, что наказывать Ракова по закону власть не собирается. Только лишь недавно узнал я такую вещь, что военком Раков является двоюродным дедом нынешнего настоятеля Свято-Петровского храма села Плюсково (это тут же - недалеко) - отца Марка (Яковина). Он об этом сам пишет вот здесь:

http://www.debryansk.ru/~ron/y.html

В некоторых источниках пишут, что в Сретенском храме лишь список Чолнской иконы. Может быть и так. Но это именно тот список, который был расстрелян в 1918 году, так как на оборотной стороне иконы сохранились следы от пуль - мне их показывал отец Николай (Жук) - настоятель Сретенской церкви.

Последнее время стало у нас тут такой модной тенденцией объявлять брянский край такой языческой, черной территорией - и Даниил Андреев сюда ездил за черным посвящением, и Алексей Толстой оккультизмом именно здесь увлекся, а жена его так и вообще сатанизмом тут заразилась, да и вообще храмы, мол, тут дворяне только строили, а крестьяне, мол темноватые были, темной аурой этих мест окутанные и вот поэтому, мол, в 20-30-х храмы-то они и поразрушили охальники...

Мне эта версия, которую излагают серьезные историки наши, местные, представляется вздором, уж извините...
У крестьян наших в отличии от черноземных денег просто никогда не было. Бедно здесь у нас жили всегда. Но в Бога веровали и сейчас веруют всем сердцем!
Это я о большинстве, конечно.. :)

Tags: Брянский край
Subscribe

  • Самолеты и бобры

    У О'Генри были "Короли и капуста". А у меня будут "Самолеты и бобры". У О"Генри они были потому, что только про них не было написано. А у меня они…

  • "Записки партизана"

    Почти 10 лет назад - ужас! - я публиковал фрагмент мемуаров Константина Тихоненкова, комиссара Брянского районного партизанского отряда имени Щорса…

  • Фанданго-2021

    У Александра Грина есть рассказ "Фанданго". И говоря о цыганах автор там делает такой прогноз: "Что им история? эпохи? сполохи? переполохи? Я видел…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments