Сейчас коротко остановлюсь на вот этом сюжете 5 канала (Александр Алексеев)
Сюжет грамотный, профессиональный, но несколько моментов все-таки хотелось бы рассмотреть.
1. 00.07 - на седьмой секунде ведущий формулирует так "дневник, авторство которого ОН ПРИПИСЫВАЕТ". Это не так. Тут не только "он приписывает". Прежде чем придти к выводу об авторстве Себастьян консультировался со специалистами в Брянске, изучил массу источников, мемуаров и литературы. К выводу о том, что это на 99,99% дневник Вали Сафроновой мы пришли после анализа массы фотографий, писем и иных источников. Поэтому "он приписывает" и постоянно повторяющееся в сюжете сомнение в том, что это дневник Сафроновой можно сегодня уже считать излишним.
2. 01:50 - здесь вначале небольшая неряшливость - не Александра Абрамкина, а Александра Абрамкова (Шура Абрамкова) - тоже связная отряда Кравцова. Затем ее сомнения, основанные на том, что она не помнит, чтобы Валя вела дневник. Но ведь дневник Вали велся в Москве, в последние три месяца жизни и Абрамковой тогда рядом с Сафроновой не было! Подпольщик Аверьянов не только говорил мне о том, что Валя не вела никакого дневника, но даже указывал, что "если бы она вела какой-то дневник - я бы с ней не работал". И это понятно. Разведчик, подпольщик, ведущий дневник выглядят неправдоподобно. Но нужно учитывать, что Валя получила серьезные ранения и уже не планировалась к использованию в качестве разведчицы. Она ехала в отряд с целью стать минером. Она прямо пишет об этом в своем дневнике. А вот у Абрамковой на месте съемочной группы я бы лучше поинтересовался другим эпизодом: гибелью командира отряда Кравцова. По официальной версии, именно Абрамкова была рядом с Крацовым, когда тот погиб.
3. 2:40-2:53 - разведчики и диверсанты снимали все знаки различия, сдавали награды и документы. Да все так, но Сафронова не была, повторю, разведчиком или диверсантом. По большому счету вообще непонятно зачем ее опять отправили в тыл врага. Какую она там могла принести пользу: контуженная, плохо слышащая, с непослушной рукой? Из самого текста дневника ясно, что до самого последнего момента не было приказа на ее вылет. Она даже зайцем хотела улететь, спрятавшись в самолете. И в последний момент ей разрешили лететь. Вот она и взяла с собой свой дневник.
4. 2:54 - Аня Колотовская говорит о том, что по данным архива Сафронова погибла 1 мая 1943 года. Но тут же сама признается, что документа на основании которого в карточку внесена эта дата в архиве НЕТ. Может есть какие-то неизвестные нам документы в архиве ФСБ?
5. 3:07 - версия о том, что немцы "захватили записную книжку на одной из разгромленных партизанских баз" на самом деле очень интересна. Правда я тут же могу предложить еще парочку реальных версий: книжку могли снять с тела убитой Вали Сафроновой, или с тела другого партизана у которого хранилась эта книжка. Но при всех этих вариантах остается без ответа вопрос: так как же погибла Валя Сафронова? Обнаруженный дневник не дает нам пока ответа на этот вопрос, но в значительной степени продвигает исследователей к обнаружению истины.