А под катом несколько цитат из этой книжки, которые я решил сопроводить несколькими видеофрагментами:
"Если во время этой операции будет расстреляна лишняя тысяча людей - беды в этом особой нет". Н.И.Ежов. Июль 1937 года.
"...мы имеем в виду поднять уровень разведки таким образом, чтобы, по крайней мере, массовую сеть наружной разведки сделать весьма квалифицированной, чтобы она состояла из знающих свое дело людей, имеющих серьезную выучку, людей культурных, и чтобы в специальных частях (по линии КРО) были такие разведчики, которых мы могли бы одеть во фрак и посадить их, если нам нужно будет, в дипломатическую ложу, которые могли бы потанцевать фокстрот в гостинице, где собираются иностранцы, и чтобы они не шокировали ни нас, ни иностранцев".
Из доклада тов.Ежова на совещании руководящего состава НКВД 3 декабря 1936 года
Что тут можно сказать! Поработали, поработали над кадрами... Могут теперь и фрак одеть, и спеть, и станцевать...
Ежов о тюрьмах:
"Когда какого-нибудь человека присуждали к 10 годам тюрьмы, то все мы думали, и я, в частности, грешный человек, думал, что это настоящая тюрьма, что там люди сидят в строгом заключении... Не предполагали, что наши изоляторы скорее похожи на дом отдыха, а не на тюрьму...такие плохенькие дома отдыха. Только пребывание там было обязательным. Хочешь - не хочешь, все равно заставят отдыхать...отдельные факты...являются совершенно вопиющими...если муж и жена осуждены, их обязательно сажают в одну камеру и они там, если хотят, размножаются... Когда я посмотрел продовольственный рацион заключенных, то я должен сказать нечего удивляться тому, что Смирнов (я знаю его с 1922-1923 г. по Сибири, он был тогда туберкулезным), когда его привели из политизолятора, то это был мужчина - кровь с молоком...Недаром на процессе иностранцы так удивлялись здоровому виду заключенных".
Из доклада Ежова на совещании руководящего состава НКВД 3 декабря 1936 года
Поражает фрагмент доклада Ежова, который был сделан в декабре 1936 года в котором он говорит, что за 1935 год репрессировано 293 681 человек и поражается огромности этой цифры и ставит вопрос в этой связи о "разгрузке аппарата ГУГБ от несвойственных ему функций". Говорит это в декабре 1936 года еще не зная, что за вторую половину 1937-первую половину 1938 годов под его руководством будет репрессировано около полутора миллионов человек, из которых почти семьсот тысяч будут расстреляны!
Ценнейшим материалом, который впервые можно прочесть в книге Петрова и Янсена является конспект доклада Ежова к июньскому Пленуму ЦК 1937 года. Стенограммы этого Пленума уничтожены. Их нет. Поэтому конспект доклада Ежова представляется ценным источником.
Опять цитата из Ежова:
"Вот возьмите, я не помню, кто это мне из товарищей докладывал, когда они начали новый учет проводить, то у него оказывается, живыми еще ходят 7 или 8 архимандритов, работают на работе 20 или 25 архимандритов, потом всяких монахов до чертика. Все это что показывает? Почему этих людей не перестреляли давно? Это же все-таки не что-нибудь такое, как говорится, а архимандрит все-таки! (Смех)
Из выступления Ежова перед руководящими работниками НКВД УССР 17 февраля 1938 года
Кого-то мне эта стилистика выступления приблатненная напоминает...
Нет, наверное, показалось...
"После некоторых вопросов, которые мы ему задали - Ежов нам задал вопрос: "Кто из вас знает украинский язык?" Оказалось, что из присутствующих никто почти не знал украинского языка, тогда Ежов снова задал другой вопрос: "Как же мы будем там на Украине разговаривать?" Фриновский засмеялся громко и сказал: "Да там нет ни одного украинца, там ведь сплошные евреи"...Когда я вошел в кабинет и подал ему материал, Ежов сказал: "Ох кадры, кадры, у них здесь не Украина, а целый Биробиджан".
Но и эти вопросы смогли решить наши чекисты... Теперь они украинский язык знают:
А в целом по книге МАСТ РИД большими буквами. Читайте все, кто еще не читал. Обязательно!