Но вот читая книгу Анатолия Русака "Судный день" (Киев, 2009) натолкнулся на иное, более скупое изложение этой истории. Автор общался с Покровским, будущим командиром отряда и бригады, который должен был бы быть лучше всех осведомлен о том, что произошло на самом деле. По его версии, Лев Пальчик (который под фамилией Пильчик упоминается и в мемуарах Башмакова) был офицером абвера Манфредом Берштейном, который был внедрен в отряд и впоследствии разоблачен и расстрелян. Гибель же Ковалева описана так:
"Вскоре политотдел рекомендовал командиру назначить Льва Пальчика начальником разведки. Александр Ковалев согласился. Казалось, лучшей кандидатуры на эту должность не подобрать: член партии, бывший политрук разведроты дивизии. А через несколько дней при загадочных обстоятельствах, во время пустяковой операции Ковалев погиб. Смерть командира, создавшего отряд, потрясла партизан. О ней говорили шепотом, словно каждый был повинен в этой трагедии".
Итак, версии, согласно которой Ковалев был убит по решению Хомутовского райкома в рамках реализации решения о замене командира отряда противостоит версия о том, что Ковалев был ликвидирован специальным агентом абвера, внедрившимся в партизанский отряд. К сожалению, обе версии базируются только на устных свидетельствах.
Кстати, повесть Русака стоящая, хотя и много неточностей в ней я обнаружил, но и много интересных, требующих проверки наблюдений. Ищу теперь вот продолжение, которое анонсировал автор...