А тут еще Маркузе... За выходные страниц 30 прочитал... Но они того стоят, зацените-ка вот это:
"Сверх-Я", осуществляя цензуру бессознательного и порождая совесть, подвергает цензуре также и цензора, ибо развитая совесть чутко реагирует на подлежащее осуждению проявление зла не только в индивиде, но и в обществе. И наоборот, утрата совести вследствие разрешающих удовлетворение прав и свобод, предоставляемых несвободным обществом, ведет к развитию СЧАСТЛИВОГО СОЗНАНИЯ, которое готово согласиться с преступлениями этого общества, что свидетельствует об упадке автономии и понимания происходящего...Таким образом, институционализированная десублимация предстает как аспект "обуздания способности трансцендированию", достигнутого одномерным обществом. Так же как это общество стремится уменьшить и даже поглотить оппозицию...в сфере политики и высокой культуры, оно стремится к этому и в сфере инстинктов. В результате мы видим атрофию способности мышления схватывать противоречия и отыскивать альтернативы: в единственном остающемся измерении технологической рациональности неуклонно возрастает объем Счастливого Сознания...
Очевидно, что в царстве Счастливого Сознания нет места чувству вины, заботы совести принял на себя расчет. Когда на кон поставлена судьба целого, никакое деяние не считается преступлением, кроме неприятия целого и отказа его защищать. Преступление, вина и чувство вины становятся частным делом. Согласно открытию Фрейда, в душе индивида живут следы преступлений человечества, а в его истории - история целого. Теперь эта роковая связь успешно подавлена. Те, кто отождествляет себя с целым, кто оказался вознесенным до уровня вождей и защитников целого, могут ошибаться, но они не могут быть неправыми - они находятся по ту сторону вины. И только, когда это отождествление распадается, когда они покидают пьедестал, на них может пасть вина".