all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Categories:

Волшебный силуэт на Бережке

А вот вместо отчета по Овстугу вне очереди отпишусь по другому поводу. Поехал в Орел намедни и наконец-то пофотографировал один из самых красивых брянских памятников - Церковь Воскресения на Бережке в Карачеве. Храм с интереснейшей историей и на мой взгляд самым "вкусным" архитектурным звучанием в нашем регионе.
Не поленитесь, загляните под кат....




Если Вы едете из Брянска в Орел, то перед самым Карачевом справа можете наблюдать один из самых интересных архитектурных пейзажей в нашей области : вид на церковь Воскресения на Бережке. Сейчас правда какие-то ремонтные работы вдоль дороги ведутся и вид немножко подпорченный, но тем не менее :



Церковь Воскресения на Бережке. рубеж XVII-XVIII вв. Брянская область. Карачев. Июнь, 2009 год. Вид с дороги Брянск-Орел.

Воскресенский монастырь был основан иеромонахом Тихоном-столпником в конце 16 века. До конца XVII века все постройки были деревянными. Местоположение монастыря (близ дороги ведущей на Москву) привело к тому, что состояние монастыря на 1654 год зафиксировано в описании Павла Алеппского "Путешествие патриарха Макария". Павел сопровождал антиохийского патриарха и так описал Воскресенскую обитель : "Мы прибыли в большой город с сильною крепостью, называемый Каражава (Карачев)...Раньше, чем достигли города мы посетили монастырь поблизости от него, у самой дороги. Он в честь Пасхи называемой на их языке Фаскарисанья (Воскресенья). Монастырь окружен рощей кедров (сосен), удивительных по своей высоте и прямизне и все они ровны - да будет благословен их Творец ! ...Мы взошли в церковь по высокой лестнице. Она весьма красива, из кедрового (соснового) дерева, хорошо сплоченного, с новыми связями. На ней три минарета (башенки) в ряд, легких и изящных, с тремя христианскими крестами, такие же минареты и над алтарями. Церковь окружена галереей с тремя дверями и всходами с трех сторон. Что касается иконостасов в этой стране, то я не в силах описать их так точно, как бы желал потому что они состоят из маленькихх икон тонкой работы, изображающих сюжеты, которые приводят ум в изумление. Некоторые из них с позолотой и чудесной резьбой. Колокольня весьма высока, восьмиугольной формы, на ней приподнятый купол с крестом. Под колокольней деревянные, выстроганные, круглые столбы. Вход на нее с церковной галереи, кроме того она имеет три двери по окружности своей галереи".
В конце XVII века на вклад великой княгини Татьяны Михайловны построен каменный соборный храм Воскресения, который мы и имеем возможность видеть сегодня.



Церковь Воскресения на Бережке. Брянская область. Карачев. Июнь, 2009 год. Вид с востока.

Общепринятая датировка храма - рубеж XVII-XVIII веков. Здесь нужно обратиться к личности великой княгини Татьяны Михайловны для некоторого уточнения. Она была дочерью царя Михаила Федоровича, родной сестрой царя Алексея Михайловича Тищайшего, теткой царей Федора Алексеевича, Иоанна Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны, а также ее племянником был сам Петр Великий. Татьяна Михайловна прожила долгую для своего века жизнь - 70 лет - родилась в 1636 - умерла в 1706 годах. При Алексее поддерживала деятельность патриарха Никона. Заступалась за него (и перед Алексеем, и затем перед Федором) и тогда, когда он был в опале. Выступала против одновременного провозглашения царями Иоанна и Петра, выступала на стороне Иоанна. При царевне Софье была в особенной милости. Получала большие средства на содержание, исполняла самые почетные роли (как старейшина рода) на семейных и парадных приемах. О том, какую роль Татьяна Михайловна играла при дворе можно судить по знаменитой картине Перова "Спор о вере". Вот здесь можно посмотреть ее :
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Nikita_Pustosviat._Dispute_on_the_Confession_of_Faith.jpg

Именно Татьяна Михайловна вместе с царевной Софьей восседали на царских тронах... Именно она изображена правее царевны на картине.
Татьяна Михайловна была чрезвычайно религиозной женщиной - именно она учредила знаменитый Ново-Иерусалимский монастырь в Истре. После падения Софьи (1689 год) для нее начались печальные дни. Она утратила значение лица, играющего важную роль. Есть масса свидетельств об ухудшении его материального положения. "Если бы не монастыри нас кормили мы бы с голоду померли" - писала Татьяна о себе и племянницах. Именно о ней и говорили стрельцы в своей знаменитой фразе : "Не одни стрельцы пропадают, плачут и царские семена". Таким образом, вклад в Воскресенский монастырь, достаточный для возведения каменного храма Татьяна Михайловна могла сделать только ДО 1689 года. После у нее уже не было такой возможности.
Умерла царевна в 1706 году, в разгар царствования племянника Петра 70 лет от роду.
Однако, покой она не нашла и после смерти. Похоронена была в Вознесенском монастыре в Кремле. Этот монастырь был разрушен в 1929 году, а его некрополь перенесен в южную пристройку Архангельского собора Московского Кремля. Однако в 2007 году прах великой княгини вновь тревожат, теперь уже в рамках научного исследования :
http://www.nkj.ru/archive/articles/8671/
Очень, конечно, интересно, что она была похоронена в "шелковом платье зеленого цвета, шелковых чулках и бархатных туфлях". Но может все-таки оставить мертвых в покое ?
Уверен, что тема "Воскресенский монастырь и великая княгиня Татьяна Михайловна" очень перспективна и интересна для краеведческого исследования. Очень хотелось бы, чтобы кто-то его произвел.

А Воскресенский монастырь был упразднен в 1764 году, стал приходским храмом. Был в запущенном состоянии до 1990 года. Затем была произведена реставрация, а совсем недавно вновь открыт монастырь. Храм двухэтажный, очень своеобразный, с нижней теплой (Смоленской) церковью и верхней холодной (Обновления храма Воскресения), заполняющей весь крупный объем над алтарем и трепезной. Двухуровневый храм дает возможность видеть такой нечастый элемент, как гульбище. Также очень интересным элементом является башня, символизирующая столп иеромонаха Тихона, основателя монастыря.



Церковь Воскресения на Бережке. Брянская область. Карачев. Июнь, 2009 год. Вид на башню, символизирующую столп основателя пустыни Тихона столпника.


Subscribe

  • Афонина армия

    Вот такая книга вышла в Брянске: Соловьев Ю.П., Афонина армия, Брянск, Новый проект, 2020 "Первая часть книги посвящена недолгой истории 2-й…

  • Василий Ефимович Чернышёв

    Более трёх лет назад выкладывал биографические справки территориальных руководителей ВКП(б), из справочника: С.Г.Филиппов, Территориальные…

  • 23 февраля 1918 года. Район Нарвы

    Что нового можно написать о том 23-ем февраля? А вот можно! Именно тогда пересеклась судьба двух людей, связанных с брянским краем. Первый из них…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments