all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Categories:

Горе побежденным

Тяжелейшая книга Гюнтера Бедеккера "Горе побежденным. Беженцы III Рейха 1944-1945". Затрагивает сложнейшую тему, которую я бы сформулировал так: должна ли существовать коллективная ответственность народа за преступления своих правителей?
Особенно цепляет меня лично, конечно, то, что часть событий книги проистекает в местах, которые я очень хорошо знаю, многие из которых я исходил пешком...
Кенигсберг (Калининград), Раушен (Светлогорск), Нойкурен (Пионерский)... Время безмятежной студенческой юности и молодости... А оказывается эти населенные пункты видели просто нечеловеческие страдания людей и подлинные трагедии в массовых масштабах.
Еще наблюдение - святых-то не было на той войне. Не только Советы, но и поляки в южной части Восточной Пруссии, Силезии и других местах, чехи в Судетах - вели себя по отношению к мирному немецкому населению просто безжалостно.

Несколько фрагментов из книги:
Генерал Нихофф, комендант Бреслау, подписал капитуляцию после того, как генералы Глуздовский и Панов письменно гарантировали ему ряд вещей. Но в своей книге "Так боролся Бреслау" Нихофф писал: "Между прочим, это были письменные гарантии, за буквой которых должно было последовать фактическое исполнение. Однако потом действия выглядели совершенно иначе".

Об ответственности западных демократий: "Энн О"Хара Мак-Корник сообщала в те дни в "Нью-Йорк Таймс": "В Потсдаме было заключено соглашение, что принудительное выселение должно осуществляться "гуманным и упорядоченным образом". Но всякий, кто был свидетелем ужасного зрелища приемных пунктов в Берлине и Мюнхене, знает, что исход проводится в чудовищных условиях, без международного надзора и даже без тени гуманного обращения. Мы несем ответственность за причастность к жестокости, которая может сравниться только со зверствами нацизма".

А вот строки "Хартии немецких изгнанников с Родины", принятой в Штутгарте 5 августа 1950 года: "Мы, изгнанные с Родины, отказываемся от мести и возмездия. Это решение для нас твердо и свято в память о бесконечных страданиях, принесенных человечеству, особенно в последнее десятилетие".

Разлучения семей в Судетах, издевательства над немцами на работах в Праге...А крестьянин Ханель, терпящий все эти унижения размышляет: "Не может быть коллективной вины народа, все равно, на каком языке он бы ни говорил".

А что вы думаете о коллективной ответственности?
Tags: Вторая мировая война, Книги
Subscribe

  • Фанданго-2021

    У Александра Грина есть рассказ "Фанданго". И говоря о цыганах автор там делает такой прогноз: "Что им история? эпохи? сполохи? переполохи? Я видел…

  • О гражданской свободе

    Эти два режима все время играли в догонялки. То один ускорится, то второй догонит и вперед забежит. Но вот в 2021 году они синхронизировались. Унылый…

  • Озверин-V

    Не для ЖЖ пост, но Твиттера у меня нет... Никто не в курсе - этому антропоморфному существу по кличке "жириновский" может по ошибке не ту вакцину…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments

  • Фанданго-2021

    У Александра Грина есть рассказ "Фанданго". И говоря о цыганах автор там делает такой прогноз: "Что им история? эпохи? сполохи? переполохи? Я видел…

  • О гражданской свободе

    Эти два режима все время играли в догонялки. То один ускорится, то второй догонит и вперед забежит. Но вот в 2021 году они синхронизировались. Унылый…

  • Озверин-V

    Не для ЖЖ пост, но Твиттера у меня нет... Никто не в курсе - этому антропоморфному существу по кличке "жириновский" может по ошибке не ту вакцину…