all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Category:

Мультилайфс: смотрите в будущем на своих экранах

Читая "Революционное богатство" Тоффлеров (Москва, Аст, 2007) наткнулся на маленькую главку "Медиа-время". Вот такой фрагментик оттуда: "В дальнейшем зрители смогут загружать, скажем, только те 8 минут, на которые появляется на экране любимый актер, а потом на свой вкус переписывать сценарий, вводить новых персонажей, произвольно укорачивать или удлинять эпизоды".
Не знаю насчет таких вариантов - скорее всего это все-таки достаточно отдаленное будущее, но вот почему как то заглохла и не получила пока развития в современном искусстве тема  "мультилайфс" я не очень понимаю.  

Размышления о прошлом, настоящем, будущем всегда занимали философов, художников. Разговор на этой платформе - это всегда возможность обратиться к серьезнейшим вопросам. Художественный прием изменений в прошлом, которые воздействуют на будущее также известен давно и нравится зрителям. Напомню хотя бы "И грянул гром" великого Рэя Брэдбери, где бабочка, погибшая в далеком прошлом изменяет мир будущего.

Следующий шаг в этом направлении - тема "петли времени", когда герой раз за разом проживает один и тот же промежуток своей жизни, причем по разному. В 1984 году эта тема появляется (как я понимаю одновременно)  у Аркадия Стругацкого в "Подробностях жизни Никиты Воронцова" и у Святослава Рыбаса в "Зеркале для героя".   


Наконец, в начале 90-х годов Дэнни Рубин пишет свою знаменитую новеллу "День сурка", которая ложится в основу голливудского сценария и в 1993 году выходит знаменитый "GROUNDHOG DAY" ("День Сурка") режиссера Гарольда Рамиса с неподражаемым Биллом Мюрреем в главной роли. Получился очень глубокий и красивый фильм о человеке, самопознании, самосовершествовании обычного самовлюбленного телеведущего Фила, который вынужден раз за разом проживать один и тот же день из своей жизни. Плосковато, конечно все в "Дне сурка" заканчивается: вот мол, посвятил Фил весь день добрым поступкам и "получил зачет": его допустили к следующему дню своей жизни. 


Фильм стал жутко популярным. Появились, как просто римейки ("Уже вчера" Джулио Манфредони), так и пародии ("Снова голый" шведов Кнуттсонов). Интересно, что в Голливуде в том же 1993 году снимался еще один фильм с похожим сюжетом "12:01 по полуночи" Джека Шолдера, но "День Сурка", конечно, получился мощнее и именно он стал олицетворением темы "петли времени" 

Тему корректировок в прошлом для изменения будущего (вариации "петли времени")  поэксплуатировал даже сам Арнольд, не побоюсь этого слова Шварценеггер в "Терминаторе" , однако новый прорыв в данном направлении случился в 1998 году, когда на экраны вышли один за другим два фильма: "Осторожно, двери закрываются" Питера Хоуитта и культовая лента "Беги, Лола, беги!" Тома Тыквера. Теперь нам просто показывают различные варианты будущего героев, в зависимости от того какой вариант настоящего они реализовывают.  У Хоуитта это получилось постатичней и менее вариативно, у Тыквера фантастически динамично, красиво и суперзахватывающе.

Я был уверен, что успех этих двух лент даст развитие этому направлению в кино, так как возможности, открывающиеся нам поистине уникальны и фантастически. Но нет. Почему то тема, можно сказать заглохла. Только лента 2004 года "Эффект бабочки" Эрика Бресса и Мэки Грубера можно сказать, что находится в тренде "Беги, Лола, беги!". Вот, пожалуй и все. Это тем более удивительно, что за минувшие 10 лет фантастическими темпами развивается научно-технический прогресс и неясно почему его достижения не применяются режиссерами для развития данной темы.


Мне представляется, что на поверхности лежит следующий путь развития стиля "мультилайфс": это кино для просмотра с вариативным сюжетом, то есть о отличии от варианта "Беги, Лола, беги !" будущее должно не представляться зрителю в линейном варианте (то есть один вариант за другим по желанию режиссера), а ВЫБИРАТЬСЯ зрителем. То есть в определенный сюжетный момент должно появляться меню с "вариантами будущего" и зритель должен выбирать тот или иной вариант. И таких развилок должно быть несколько. Конечно, это предполагает по сути создание нескольких фильмов : при этом каждый из них должен быть качественным. Задача сложная, но выполнимая. Зато, насколько это интересно зрителю. Посмотрев один фильм разные зрители могут пережить разные чувства, определенный герой в одном варианте может предстать положительным, а в другом отрицательным персонажем, да и вообще всего многообразия вариантов трудно представить. Почему то, кажется, что стиль "мультилайфс" обязательно получит право на жизнь в ближайшее время.

Tags: Кино
Subscribe

  • Он дождался

    Вначале ему повезло - его не стали валить удавкой - если бы свалили, мог сломаться сам и повредить переходы станции метро. Потом повезло - на…

  • Мысли через запятую (не сравнение)

    Несколько цитат из книги Д.Хаустова "Джордж Оруэлл и политическая антропология" ++++++ По замечательной тавтологии Шмитта "содержание и объем своих…

  • Бинго-2019

    Внимание-внимание. Получен ответ на вечный вопрос русской интеллигенции: зачем же нужен прицеп СКИФ? Всего лишь сопоставим два текста: Текст№1…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments