all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Categories:

Наш Беломорканал: трасса Москва-Киев

Людям, которые пользуются автомагистралью Москва-Киев (приличная часть которой пересекает территорию Брянской области) нужно помнить как начиналась стройка этой трассы.
А начиналась она так - приказ наркома НКВД СССР Ягоды под катом:



Приказ народного комиссара Внутренних Дел Союза ССР за 1936 год

Содержание: №0050 О строительстве автомагистралей
№0050 5-го февраля 1936 г., г.Москва,
Постановлением Правительства на Народный комиссариат внутренних дел СССР возложено строительство автомагистралей:
Москва - Киев - с окончанием ее в 1937 году (без черного покрытия) и Москва – Минск – с окончанием в 1936 году (без черного покрытия).
Эти автомагистрали имеют огромное народно-хозяйственное оборонное значение. Постройкой их кладется начало сооружению крупных автомобильных магистралей, которые в будущем свяжут важнейшие районы страны и явятся теми основными автомобильными путями, вокруг которых будет развиваться остальная дорожная сеть.
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. На начальника ГУЛАГа НКВД комиссара государственной безопасности 3-го ранга тов.Бермана возложить ответственность:
а) за организацию лагерных подразделений автомагистрали, комплектование их необходимой рабочей силой из заключенных, административным персоналом и обеспечение необходимыми бытовыми условиями
б) за лагерный распорядок и организацию культурно-воспитательной работы
в) за создание условий, необходимых для выполнения лагерниками установленных производственных норм
г) за общее и хозяйственное снабжение лагерей
д) за соблюдение лагерями утвержденных смет по их содержанию

2. На начальника ГУШОСДОРа тов.Благонравова возложить ответственность:
а) за своевременное составление проектов, смет и планов организации работ
б) за выполнение утверждаемых мною планов строительства автомагистралей, технических условий проектов, организацию и качество выполнения работ и соблюдение сметной стоимости
в) за оперативное руководство строительством автомагистралей и организацию предварительной приемки законченных работ
г) за обеспечение и реализацию необходимых фондов технического снабжения
д) за своевременное финансирование и организацию бухгалтерской и оперативной отчетности по строительству автомагистралей
е) за обеспечение строительства автомагистралей инженерно-техническим и производственным персоналом

3. ГУЛАГу НКВД организовать на каждой из указанных автомагистралей исправительно-трудовой лагерь по типу существующих строительных лагерей НКВД, с подчинением их непосредственно ГУЛАГу НКВД и с местонахождением управления лагеря:
Москва-Киев - в г.Калуге, Московской области
Москва - Минск - в г.Вязьме, Западной области

4. Схему и штаты Управлений лагерей и строительных отделений с пректов дислоцирования последних ГУЛАГу согласовать с ГУШОСДОРом и представить мне на утверждение не позднее 10-го февраля 1936 года.

5. Подчинить начальников строительств - лагерей по вопросам, перечисленным в п.1 настоящего приказа, нач.ГУЛАГа, и по вопросам, перечисленным в п.2, нач.ГУШОСДОРа.

6. Для ускорения организации исправительно-трудовых лагерей начальнику ГУЛАГа представить мне на утверждение список административно-технического персонала, подлежащего командированию из существующих строительных лагерей НКВД.

7. Для укомплектования вновь организуемых лагерей административными и чекистскими кадрами начальнику Отдела Кадров НКВД откомандировать в распоряжение ГУЛАГа НКВД 50 человек опытных чекистов.

8. Начальнику лагеря автомагистрали Москва-Минск немедленно развернуть заготовку камня с таким расчетом, чтобы к 1 мая было заготовлено не менее 60% и вывезено на трассу не менее 30% потребного камня, а к 1 августа закончить заготовку всего потребного камня и вывезти его на трассу.

9.ГУШОСДОРу:
а) К 1 марта 1936 года по автомагистрали Москва-Минск и к 1 мая по автомагистрали Москва-Киев закончить и представить на утверждение проекты и сметы, планы и графики производства работ, а через месяц после этих сроков - рабочие проекты и чертежи на работы первой очереди
б) к 15 марта 1936 года по автомагистрали Москва-Минск и к 15 мая по автомагистрали Москва-Киев закончить и представить на утверждение проекты и сметы на крупные (титульные) мосты, подлежащие постройке на указанных автомагистралях
в) при проектировании станций обслуживания автомашин, гостиниц и других служебных и жилых зданий на автомагистралях обеспечить надлежащее их архитектурное оформление
г) не позднее 1 марта 1936 года разработать и представить мне на утверждение технические условия на сооружение автомагистралей

10. Начальнику Финансового отдела НКВД тов.Берензону совместно с начальником ГУШОСДОРа тов.Благонравовым и нач.ГУЛАГа тов.Берманом в декадный срок установить и представить мне на утверждение порядок финансирования строительства автомагистралей, формы и сроки представления оперативной и финансовой отчетности по строительству, а также размер потребных для строительства оборотных средств.

11. Начальникам УНКВД Московской, Калининской, Западной и Курской областей и НКВД УССР и БССР оказывать строительствам автомагистралей всемерное содействие.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР
Генеральный комиссар государственной безопасности
Г.Ягода

ГАРФ, Ф.9401, Оп.1а, Д.9, Л.81-82



Изучением строительства магистрали Москва-Минск плодотворно занимается Оксана Викторовна Корнилова из Смоленска. Вот одна из ее статей на эту тему

К сожалению, строительство трассы Москва-Киев изучено хуже. Пока удалось разыскать только одну статью косвенно касающуюся этой темы: Гущина Н.В., Чекулаева Д.В., Хотелось бы всех поименно назвать...(К вопросу об истории советского концентрационного лагеря в г.Калуге), в сборнике Калуга в шести веках, Калуга, 2013, стр.360-379

Кроме этого, только разрозненные упоминания встречаются... Вот, например, в калужской летописной хронике краеведа Афанасьева можем ознакомиться с таким фрагментом:

"1 сентября 1936 года в калужском клубе имени Андреева прошел первый вселагерный слет стахановцев и ударников строительства автомагистрали Москва-Киев и КАЛУГЛАГА НКВД. С докладом "От преступлений - к радостной трудовой жизни" выступил начальник строительства КАЛУГЛАГа Л.М.Абрамсон. Правонарушители подготовили "уголок творчества" в лагерной газете. Из стихотворения Ширимбекова: "Помни каждый заключенный помни всюду и везде: путь один ведет к свободе - это только путь в труде".

Хотелось бы надеяться, что это белое пятно на карте наших исторических исследований вскоре будет закрашено...
Tags: Большой террор, Брянский край, Сталин
Subscribe

  • Часовой мастер = командир полка?

    Пандемия мешает, конечно. Информацию из ЦАМО, например, сейчас вообще нет возможности получать. Да и в РГВА давно не был тоже... А некоторые моменты…

  • ПССР

    Любопытный документ был опубликован в книге "Гродненщина накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)", 2005 г., С. 8-10) и…

  • Разговор Сталина с Курчатовым

    В произведении одного советского писателя наткнулся на такой примечательный диалог...Уж не знаю выдуман он, или рассказан писателю кем-то...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments