all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Category:

Керченский мост 1944-1945

В процессе поиска архивных документов по Верещевке попалось мне в руки и тоненькое дельце относительно строительства в 1944 году Керченского железнодорожного моста.
Очень занимательно.
Хотя в принципе история известная, но документ вроде бы нигде не публиковался, поэтому размещу.
В 1943 году немцами была построена канатная дорога через Керченский пролив:



Собирались строить и мост, и даже завезли материалы, но военное поражение заставило Вермахт отступить и отказаться от планов строительства...

В январе 1944 года было принято Постановление ГКО о строительства моста через пролив. Работы начались после взятия Керчи 11 апреля 1944 года. А вот далее в период май-октябрь 1944 года...мост был построен! За 177 дней! А если вычесть штормовые, то за 128! По нему поехали поезда. Правда ледозащиту установить не успели и в феврале 1945-го мост был разрушен ледоходом.

А теперь, под катом выдержки из архивных документов по данному строительству:



Справка о сооружении железнодорожного моста через Керченский пролив

9 ноября 1944 года

Л.2
Состав мостового перехода
В период май-октябрь 1944 г. по Постановлению ГКО от 25 января 1944 года УВВР-12 произвел работы первой очереди по сооружению железнодорожного моста через Керченский пролив.
Для осуществления строительства Керченского моста потребовалось построить железнодорожный участок протяжением 73 км от ст.Сенная Северо-Кавказской ж.д. до ст.Керчь П Сталинской жел.дор.
Собственно мостовым переходом считается участок подверженный действию моря от разъезда "Пролив" (на восточном берегу пролива) до ст."Крым" (на Западном берегу) протяжением 18 км. На этом участке железнодорожный путь проходит по косе "Чушка" и пересекает морской пролив шириной 4,5 км.
Длина участка от ст.Сенная до начала морской дамбы восточного берега составляет 47,43 км, а западный подход от ст.Крым до ст.Керчь П имеет длину 18, 4 км. Перегон от ст. "Кавказ" - ст."Крым" длиной 6179 м составлен из следующих элементов:
а) береговой подход к мосту в пределах ст.Крым - 750 м
б) морская дамба восточного берега - 1004 м
в) металлический мост - 3364 м
г) морская дамба западного берега -84м
д) береговой подход к мосту на западном берегу - 977 м
Конструкция моста
а) 48 пролетных строений с ездой поверху ширенгельного типа расчетным пролетом по 27,3 м, и полной длиной 28,45 м
Л.3
.....
Постоянные опоры моста исполнены деревянно-металлическими, установленными на металлических ростверках, уложенных на фундаментах из металлических трубных свай, сваренных из шпунта системы Ларсена.
Основной материал для моста употреблен трофейный, оставленный неприятелем в районе мостового перехода.
Строительством моста использованы 222 двутавровых балки №100 типа "Пэйне" и сорок тысяч погонных метров трубчатых металлических свай.
Кроме того, свыше одной тысячи тонн металла необходимого для мостовых конструкций собрано на Керченском полуострове в бывшей зоне военных действий.
Состав работ...
В состав первоочередных работ, обеспечивших пропуск по мосту поездов с паровозами серии Эу вошло следующее:
......Основные показатели выполнения работ...

Л.4
Продолжительность строительства моста включая металлическую часть, дамбы и деревянную эстакаду общим протяжением

Л.5
4,5 км выразилась в 177 дней календарных.
За вычетом штормовых дней, когда работы в морском проливе не производились чистая продолжительность работ 128 дней.
На строительстве работали:
36-я железнодорожная бригада (командир генерал-майор технических войск Павлов И.М.)
- мостовосстановительный отряд №5 (командир герой социалистического труда т.Цюрупа И.М.)
- мостопоезд №408 (начальник директор-полковник Бакшицкий Н.М.)
- мостопоезд №406 (начальник директор-полковник Дигуров Г.М.)
- путеукладочный поезд №6 (начальник т.Крюков)
- механизированные колонны ЦС (т.Макаров и Иголкин)
- рельсо-сварочный поезд №8 (нач.т.Малетин)
Суточный выход на работу по всему строительству выражался в среднем 7,5 тыс.человек при максимальном 10 тыс.чел.

Л.6
В соответствии с Постановлением ГКО от 25 января и приказа Народного комиссара Путей Сообщения от 27 января 1944 года за №58 Строительство моста возложено на Управление Военно-Восстановительных работ-12 в лице начальника УВВР-12 и строительства моста Генерал-директора пути и строительства 3-го ранга Зернова П.М.
- заместитель начальника строительства командир 36-й жел.дор.бригады и Начальник жел.дор.войск ОПАРМ генерал-майор технических войск Павлов И.М.
- начальник политотдела жел.дор.войск УВВР-12 полковник Трепетцов К.П.
- Уполномоченный НКПС и заместитель начальника Управления мостов ГУВВР тов.Колоколов Н.М.
- главный инженер строительства Герой Социалистического Труда Цюрупа И.И.
- заместитель Главного инженера строительства тов.Платонов Е.В.
- автор проекта мостового перехода инженер тов.Руденко М.С.
Подпись
Начальник Управления Военно-Восстановительных работ-12 Генерал-директор пути и строительства III ранга Зернов
Главный инженер строительства Цюрупа

9.XI.1944 г.

РГАЭ, Ф.1884, Оп.31, Д.5949


Tags: Вторая мировая война
Subscribe

  • Фазиль

    Надо же. Интересную ссылку мне прислали. Оказывается Евгений Попов и Михаил Гундарин готовят к печати книгу "Фазиль" о Фазиле Искандере и отрывки из…

  • У этого Петра были ключи

    Почему, почему ты ушел от меня? Лежу. Не сплю. На часах - два. Умер Пётр Мамонов. Для меня Звуки Му и Петя были очень многим. Я был на паре его…

  • Проект "Японский остров"

    В книге бывшего прокурора Калининской области И.Н.Зыкова "Записки прокурора" (Тверь, 2000) описан эпизод, который я перескажу своими словами.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments