all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Category:

"Война" и мiръ

В процессе дискуссии, развернувшейся здесь в камментах меня навели на отличную ссылку. Это интервью участника арт-группы «Война» Олега Воротникова.

Это интервью привело к реанимации неких размышлений о современном искусстве, которые постоянно пульсировали у меня в голове.

Суть их в общем-то проста. Очень часто люди, имеющие что сказать и пытающиеся сделать это в формате современного искусства проходят три очевидные стадии.

1. Стадия стартового эпатажа формой. На этой стадии начинающий художник эпатирует публику формой своего творчества. При этом не всегда он делает это с целью привлечь внимание к своему творчеству. Часто этот эпатаж является выражением диссонанса между ярким, самобытным миром художника и обыденностью и серостью мировосприятия большинства людей.
2. Стадия эпатажа действием. На этой стадии художник понимает, что перед ним альтернатива: либо наполнять содержанием, фундаментальностью формы своего творчества, либо продолжать эпатировать формой. Но эпатирующих формой много и интересны они чаще всего лишь на стартовом этапе своего творчества, когда их мировосприятие является откровением для публики. Поэтому в ход идет эпатаж действием: на этом этапе писатели занимаются сексом с чернокожими на нью-йоркских чердаках, художники прибивают яйца к брусчатке и рисуют члены на мостах, музыканты убивают куриц на концертах и так далее…
3. Стадия забвения или эпатажа смертью. На этой стадии художник понимает, что ему больше нечего сказать. Он либо уходит из творчества и умирает как художник (Петр Мамонов, например), что совершенно нормально, кстати. Либо не может найти смысла в жизни без эпатажа и тогда умирает физически.

В этой связи рассуждения Олега Воротникова интересны для меня с двух точек зрения.

Во-первых, они оказались не готовы к тому, что на Западе ими не восхищаются так же как в России. Там они были фигуры намба уан (просто потому, что были на самых веселых стадиях своего творчества – эпатажа формой и действием ), а здесь когда выяснилось, что нужно быть интересными публике оказалось, что вызвать и стабильно поддержать этот интерес они не могут – нечем. Они оказались в роли саудовской хеви-метал группы «Аль-Нимруд», которая интересна многим именно потому, что она саудовская. Так и «Война». Когда они были здесь, они были интересны и там: «Знаете – это те, которые «Х.. в плену у ФСБ организовали» в темной и непонятной России. А приехав туда просто ощутили невостребованность. В том числе и потому, что идеи эти демонстрации силы и запредельных эмоций как философии глубоко вторичны. Восходят к идеям Sturm und Drang, а это аж XVIII век. Да и потом они талантливо и ярко воплощались и Д’Аннунцио, и Маринетти, и многими другими.

Во-вторых, их ссылки на то, что их «баранят» потому что они «за Крым» и «за Путина» они просто самооправдание некое. Давно подмечено и выговорено со всей определенностью Исайей Берлиным то, что «русским…западная философия кажется поверхностной..потому что разные сферы человеческой деятельности могут существовать независимо друг от друга, что творческая и гражданская жизнь не нуждаются в соотнесении, что хороший химик вполне может оказаться семейным тираном и картежным шулером, а проникновенный композитор – закоснелым реакционером»… Так вот «Война» - несмотря на всю свою казалось бы видимую продвинутость и новаторство, оказались носителями самого что ни на есть консервативного и замшелого принципа – того что при оценке художника «невозможно отделить его творческую ипостась от гражданской». И эту мерку они примеряют ко всему – поэтому им и кажется, что их «зажимают», «не пускают», «преследуют». А им просто сказать нечего на самом деле, вот и все. Ну, и при этом, конечно, на все накладывается абсолютное непонимание динамики развития западного общества, непонимание того как оно функционирует. Отсюда у многих эсхатологические настроения по отношению к перспективам Запада в целом.

Возвращаясь к искусству скажу, что лучшие представители современной живописи, музыки, театра, кино, литературы способны, может быть и не минуя стадии эпатажа формой, в дальнейшем своем творчестве наполнить эту форму содержанием. Содержанием фундаментальным и важным. Концептуальным. И становятся интересны уже не эпатажем, а именно содержанием творчества.

Или еще один вариант. Он заставляет меня в Вене желать ехать не в Альбертину, в центр столицы, а в Гуггинг, глухомань в 30 километрах от крайней станции метро. Там при местной психушке расположен музей Арт-брюта Гуггинга. Согласно Дюбюффе, который «открыл» арт-брют, он интересен тем, что люди его создающие вообще не ориентированы на публику. Это искусство в чистом виде. Такие парни как Шредер-Зонненштерн (родившийся на нынешней территории России, кстати, в Калининградской области) или Вельфли вообще не волновались насчет своего успеха или неуспеха. А просто жили и творили. Сами для себя. Так получилось, что их открыли для мира. Но они этого вовсе не хотели и даже не думали об этом.

Поэтому и парням из «Войны» хотелось бы пожелать поменьше давать никчемных интервью поддерживая интерес к своим персонам, а побольше заниматься творчеством. Если, конечно, еще есть потенциал и желание им заниматься.
Tags: Австрия, Современное искусство
Subscribe

  • У этого Петра были ключи

    Почему, почему ты ушел от меня? Лежу. Не сплю. На часах - два. Умер Пётр Мамонов. Для меня Звуки Му и Петя были очень многим. Я был на паре его…

  • Эдгар Фрёзе из Тильзита

    После очередного сёрфинга по сети с удивлением обнаружил, что Эдгар Фрёзе, тот который TANGERINE DREAM, во-первых, умер в 2015 году, что, конечно,…

  • Мокры его брюки...

    Эта музыка будет вечной... Пора менять батарейки... Говорят за "Перемен" Цоя в Беларуси сажают. В России пока нет, но, как говорится, недалёк тот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments