all_decoded (all_decoded) wrote,
all_decoded
all_decoded

Categories:

Лувр Абу-Даби

Вот я почему раньше в Эмираты не ездил? Потому что у меня велосипеда не было там Лувра не было.))
А сейчас – пожалуйста – Лувр Абу-Даби – один из амбициозных проектов шейхов.
Интересно было взглянуть на это в контексте грандиозного плана строительства на пустынном острове Саадийят целого конгломерата ультрасовременных зданий.
Судите сами: Лувр Абу-Даби (а это не просто игра словами – за право использовать слово «Лувр» в названии заплачено сколько-то сотен миллионов евро) – филиал музея Гуггенхайма – центр искусств – музей моря – наконец национальный музей и музей шейха Зайда.
На все это привлекаются Жан Нувель, Фрэнк Гери (дай Бог ему увидеть свой проект реализованным), Тадао Андо, Заха Хадид (жаль – она свой проект уже не увидит), Норман Фостер – гениям современной архитектуры дается карт-бланш на творение.
У меня глядя на проект постоянно мелькала одна мысль – наверное как-то так должна была выглядеть программа переселения землян на другую планету в преддверии какого-то неизбежного катаклизма. Этакая «золотая пластинка Вояджера», застывшая в камне.
Но потом упали мировые цены на нефть и проект застопорился. На сегодня реализована его одна небольшая часть – Лувр Абу-Даби. И если смотреть на чисто градостроительную составляющую, конечно же, реализована мастерски.
Хотя с моста шейха Халифы купол Лувра нельзя сказать, что прямо поражает. Но тут нужно иметь в виду, что ритм сооружений вдоль набережной нарастает и за Лувром предполагается строительство совершенно монументального здания музея Гуггенхайма, которое спроектировал Гери в своем стиле деконструктивизма – то есть это нагромождение вроде бы хаотично разбросанных монументальных глыб разваливающегося здания. Поэтому, как я понимаю, одним из требований к зданию Лувра было как раз то, чтобы оно позволяло оценить визуально и этот проект на главной директрисе просмотра – с моста.
Так и пришла, очевидно, Нувелю эта идея – грандиозный купол, но решенный гениально – это восемь (вроде бы) слоев металлических колец, которые дают с одной стороны тень, а с другой обеспечивают естественное освещение. При этом не видно опор купола и он реально парит над пространством. Ну и, наверное, главное, чего удалось добиться архитектору – абсолютно органичное сочетание здания с ландшафтом – то, как Нувель смог использовать особенности местности. Внутри Лувра везде вода – голубые воды Персидского (Арабского) залива сопровождают посетителей музея и во время осмотра экспозиции, и после выхода на террасу, и за чашкой кофе, и во время пребывания на главной конференц-площадке музея. Это может быть перекликается с Домом наук и искусств Калатравы, но только перекликается, поскольку все-таки там это искусственные водоемы (хотя и в русле бывшей реки), а здесь это белоснежный музей на берегу изумительного (и настоящего) морского залива.
Относительно самого наполнения музея, думается, пока рано выносить приговоры и делать выводы – арабский Лувр работает лишь год. Как раз 8-10 ноября проходили торжества, посвященные первой годовщине деятельности. Но реально порадовало то, что от идей «сделаем выше всех» (Дубай – Бурж Халифа и т.д.) шейхи пробуют нащупать что-то более содержательное.
Хотя, конечно, многие шаги опять же делаются по наитию: покупка за дикие деньги «Спасителя мира» (еще не экспонируется), немного (да даже не немного) эклектичный подбор экспонатов в галереях постоянной экспозиции, сомнительная концепция-попытка демонстрировать одновременно в одном зале экспонаты абсолютно разных культур, но одного времени (конечно же понять при этом каждую из эпох просто невозможно – получается бег по верхушкам) – все это, конечно, минусы. В этом смысле даже музей моря в Светлогорске интереснее – так как экспонируемая там выставка-коллекция предметов полинезийской, индонезийской и других культур немецкого коллекционера Хуберта Матишека, которую приобрел директор Автотора Щербаков позволяет составить гораздо более цельное впечатление о регионе, нежели кусочки мозаики, представленные в Лувре Абу-Даби. Но, наверное, попытки показать все разнообразие культур народов, населяющих Землю, всегда будут наталкиваться на такого рода издержки.
Плюсы можно найти только в отдельных выдающихся экспонатах (многие из которых взяты в аренду в том же Лувре, в музее Орсей, в других музеях) – здесь и двухголовая статуя из Эль-Газаля, и Леонардо с Тицианом, и Моне с Мане, и Матисс с Гогеном, и ван Гог с Пикассо…
Кроме того, есть временные выставки и вот здесь уже нельзя говорить о поверхностности, а можно только поздравить музейщиков с удачами: выставка о группе «НАБИ» – французских художниках-импрессионистах-ориенталистах и в пандан им о японских представителях традиционной живописи – (в том числе представлен ряд полотен Хокусая) интересна и волнительна.
А вторая временная – «Маршрутами Аравии» просто великолепна, особенно с учетом того, что мы, европейцы, в общем-то поверхностно представляем себе богатейшую историю Аравийского полуострова. Здесь же стоя перед тремя исполинскими статуями из красного песчаника (вроде бы в 2011 году они гостили в России, в Эрмитаже) или перед дверью Каабы, которая 300 лет пропускала через себя миллионы паломников - воспринимаешь историю этих мест в контексте времени, осознаешь, что Аравия – не только песок, палатки бедуинов и современные шальные нефтяные деньги шейхов за которыми гоняются все, а также белое пятно на культурной карте мира. Нет, это древняя культура, это интереснейшее место, где человечество развивалось и создавало культурные ценности в тяжелейших природных условиях.
В общем, теперь есть смысл съездить в Эмираты и не скрывать это ни от кого – теперь ведь там есть Лувр.
Лувр Абу-Даби.
Tags: Архитектура, Живопись, Музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments