http://all-decoded.livejournal.com/66756.html#cutid1
в свое время писал о улице в Москве, названной в честь революционера Георгия Розанова, которого московские власти обозвали "большИвиком"...
и в камментах зашла речь о философе Василии Розанове, который жил и работал в Брянске и я пообещал отписаться на эту тему.
Пришло время выполнить обещание...
Под катом про Розанова в Брянске....
Прежде всего, нужно отметить, что у Василия Розанова в семье тоже был свой социал-демократ. Правда "меньшИвик" :)) Владимир Николаевич Розанов, племянник писателя, член Петроградского Совета в 1917 году, арестовывался по делу "Тактического центра", затем амнистирован, работал в медицинских учреждениях. Расстрелян в 1939 году. Причем по одной из версий, залог в размере 1000 рублей, после последнего из арестов внес за него дядя-философ и после освождения Владимир эмигрировал и приехал в Россию уже в 1917 году.
Итак, Розанов и Брянск...
Василий Розанов в 1880 году женится на знаменитой Аполлинарии Сусловой, бывшей спутнице Достоевского. Злые языки потом говорили,Розанов настолько восхищался Достоевским, что фетишизировал все, что принадлежало ему. Поэтому и женился на его бывшей женщине, несмотря на то, что в момент свадьбы Розанову было 24 года, а Сусловой 41...
И через 2 года супружеская пара уехала в Брянск, где Розанов получил место преподавателя истории и географии в Брянской прогимназии.
Вот так это место выглядит сегодня :
Брак не стал счастливым. Суслова никогда до этого не бывшая замужем не желала менять свои привычки, вела свободный образ жизни... "А.П. Суслова (...) влюбилась в студента Гольдовского (прелестный юноша), жида, гостившего у нас летом. А он любил другую (прелестную поповну) (...) И вот она бросила меня"...
«Я помню, — писал Розанов в одном из писем, — что когда Суслова от меня уехала, я плакал и месяца два не знал, что делать, куда деваться, куда каждый час времени деть».
Покинула Суслова Розанова в 1886 году, а в 1887 он просил перевода и уехал из Брянска в Елец.
Вот отрывок из произведения Розанова "Богоспасаемый городок"
"Это совсем другая метафизика - наш уездный городок, и не поживши в нем, не привыкнув к нему, едва ли можно судить о том, что такое Россия.
Конечно, вокзал за 5 верст от города. И так мне мило стало, когда в золотистых лучах солнца я увидел нарядных-нарядных барынек, тянувшихся по тротуарам из церкви, белой, небольшой и красивой.
Город ужасающе беден, город старинный, один из древнейших в России, но в котором к данному моменту времени осталось почти одно мещанство, то есть домохозяева и приезжие, т.е. чиновникии разные дельцы "колонисты". Он так и разделялся на две полосы : старого мещанства, незапамятной местной дедины, безграмотной или малограмотной и так сказать людей американского типа, наезжих просветителей, которые это мещанство учили, лечили, управляли им, покупали у него в лавочках провизию и табак, нанимали у него квартиры и через все это рассеивали в его массе благодетельное жалованье, на которое получив по мелочам в руки, эти мещане закупали все в губернском городе и привозили к себе опять же на снедь "американцам".
Были здесь большие, даже огромные предприятия. Жители или мещане смотрели на них, как на чудище рядом с собою, как на огромное богатство, огромную силу, и мудрость, и науку, но принесенную "из-за моря" и поставленную около них без их ведома и спроса, без их нужды и интереса, кроме любопытства.
Жители же, играли в карты, все играли - сильно, яро, рискованно, играли и проигрывались и выигрывали.
Женщины постоянно пили чай, а в гости ходили друг к другу целыми семьями, с детьми самыми малолетними.
Вообще же городок жил не склеившейся, рассыпчатой жизнью. Жил лениво, праздно. Никому ни до кого не было дела. Жил свободно и в этом смысле радостно. Беднел. Я думаю, большинство наших маленьких городков таково же."
Вот это памятная доска на здании в котором преподавал Василий Розанов в современном Брянске.
Еще вечерком последуют фрагменты произведений Розанова, в которых речь идет тем или иным образом о Брянске и его жителях....