Олег Федченко, редактор газеты "Брянские будни" выиграл два дела "Федченко против России" (Case of Fedchenko versus Russia).
Вот здесь можно прочитать решения ЕСПЧ (очень забавно - одно VILLAGE OF SUPONEVO - чего стоит):
http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/portal.asp?sessionId=47763889&skin=hudoc-en&action=request
Суть проста : наши отечественные суды вставали на защиту чиновников (в первом деле экс-депутата, к сожалению, недавно скончавшегося Василия Шандыбина, во втором - местного чиновника по линии народного образования Ивана Геращенкова) и присуждали им к выплате суммы за моральный ущерб, который якобы был нанесен в публикациях газеты "Брянские будни".
Однако, Европейский суд решил иначе :
"Между тем, вмешательство в свободу прессы в данном случае не было «необходимым в демократическом обществе», поскольку статья содержала не факты, а оценочные суждения, метафоры, саркастические замечания и ироничные выпады, а оспариваемые предложения были вырваны из контекста. Кроме того, согласно стандартам ЕСЧП, публичные лица должны быть толерантны к критике, особенно когда она касается выполнения ими своих должностных обязанностей. При этом Конвенция защищает не только те высказывания, которые высказаны в нейтральной форме, но и те, которые «оскорбляют, шокируют или вызывают беспокойство со стороны государства или какой-либо части населения. Это – требования плюрализма, терпимости и широты взглядов, без которых не существует демократического общества. Эти принципы приобретают особое значение в том, что касается прессы, на которую возложена миссия по распространению информации и идей по политическим вопросам".
А кроме того :
"Суд нашел, что решения российских судебных инстанций Брянской области несовместимы со свободой выражения мнения, которое гарантировано статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод".
Таких дел выигрывается у России много, но впервые истцу присуждены такие суммы компенсации : Россия теперь должна выплатить Олегу Федченко 5800 евро по первому делу и 8000 евро по второму.
Видимо надоело ЕСПЧ рассматривать дела, где российский суд упрямо штампует решения, которые наказывают журналистов за то, что они выполняют свою работу.